@ARTICLE{26543118_147154276_2015, author = {М. А. Терентьева}, keywords = {, профессиональное образование, северные регионы, Республика Коми, диверсификация производства, трудовой потенциал населенияуровень образования населения}, title = {Трудовой потенциал северного региона и проблемы профессионального образования}, journal = {Вопросы образования}, year = {2015}, number = {1}, pages = {118-136}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2015--1/147154276.html}, publisher = {}, abstract = {Терентьева Марина Алексеевна - младший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН. Адрес: Республика Коми, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 26. E-mail: iesp@mail.ru Проанализировано современное состояние образовательной системы Республики Коми. Представлена профессионально-квалификационная структура рабочей силы северного региона. Рассмотрена эволюция системы профессионального образования начиная с 1959 г. Показано, что система образования развивается в соответствии с «догоняющей» стратегией, предполагающей всеобщность высшего профессионального образования. В условиях недиверсифицированной структуры производства в Республике Коми система профессионального образования вынуждена решать две противоречащие друг другу задачи: с одной стороны, выполнение «Стратегии 2020», в которой основное внимание уделено переориентации региона на инновационный тип развития, с другой — преодоление дисбаланса на рынке труда. В настоящее время в регионе формируются образовательные кластеры — лесной и нефтегазовый. В результате система подготовки кадров должна прийти в соответствие структуре экономике региона, которому нужны рабочие кадры.}, annote = {Терентьева Марина Алексеевна - младший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН. Адрес: Республика Коми, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 26. E-mail: iesp@mail.ru Проанализировано современное состояние образовательной системы Республики Коми. Представлена профессионально-квалификационная структура рабочей силы северного региона. Рассмотрена эволюция системы профессионального образования начиная с 1959 г. Показано, что система образования развивается в соответствии с «догоняющей» стратегией, предполагающей всеобщность высшего профессионального образования. В условиях недиверсифицированной структуры производства в Республике Коми система профессионального образования вынуждена решать две противоречащие друг другу задачи: с одной стороны, выполнение «Стратегии 2020», в которой основное внимание уделено переориентации региона на инновационный тип развития, с другой — преодоление дисбаланса на рынке труда. В настоящее время в регионе формируются образовательные кластеры — лесной и нефтегазовый. В результате система подготовки кадров должна прийти в соответствие структуре экономике региона, которому нужны рабочие кадры.} }